Какие молодежные субкультуры сегодня популярны
Теперь это не протест, а всего лишь самовыражение
Быть не таким, как все, выделиться из толпы и найти себе единомышленников — эти мотивы руководят подростками во все времена. Не только мы, но и наши родители, как и их родители в той или иной мере сталкивались с субкультурами. Панкам, эмо и готам предшествовали, например, стиляги. Но если раньше принадлежность субкультуре была выбором меньшинства, то сегодня опросы показывают, что не менее 70% подростков причисляют себя к тому или иному неформальному движению.
В основе всех молодежных субкультур лежит беззаботное отношение к жизни, стремление жить одним днем, быть модно или интересно одетым, иметь определенной музыкальный или эстетический вкус, определенные увлечения. Все это возможно благодаря относительной стабильной и безопасной жизни, из которой современные подростки пытаются всеми силами вырваться, чтобы самореализоваться.
Разнообразию молодежных субкультур способствует долгое обучение: только в школе дети учатся более 10 лет, а еще два века назад в пять лет могли начать работать в поле или на фабрике. В прошлом детям из крестьянских или рабочих семей было не до самовыражения. Сегодня еще одним важным фактором служит Интернет. Теперь каждый, не выходя из дома, обзаводится виртуальной личностью и друзьями-единомышленниками.
Социологи и психологи утверждают — субкультуры это хорошо. Важно смысловое наполнение и его демонстрация. И если сообщество не декларирует вред себе или другим, это отличное хобби и занятие для вашего ребенка. Как и книжный клуб или спортивная секция. Ведь существует целый пласт субкультур, направленных на восхваление доброты, самоотдачи и интеллекта.
Раньше таких ребят называли «ботанами», а теперь некогда обидное прозвище, звучит гордо. Современные ботаны — подростки, которые уделяют много времени учебе и желают добиться успеха в жизни. Некоторые исследователи называют их «культурой ЕГЭ». Ребята начитаны, мотивированы, готовятся к экзаменам, занимаются с репетиторами. В Сети проводят время в тематических пабликах. Казалось бы, обычные дети, но именно сегодня, когда каждый стремится выделиться и показать свою принадлежность к некой группе, внешняя «обычность» становится ярким маркером. Элементы делового стиля, качественная одежда, опрятность и аккуратность, гаджеты для учебы, свои кумиры, темы для общения и даже элементы особого языка — чем не субкультура?
Культура волонтерства тоже обрела за последние годы яркие черты. В ее основе альтруизм. Но волонтера можно узнать в толпе. Благодаря общественным организациям и добровольческим движениям у многих волонтеров есть форма или фирменные товары с отличительными знаками. Культура волонтерства многообразна, и поэтому внутри течения выделяют уже более 10 субкультур в зависимости от направления. Их объединяют не только стремления, но и музыка, книги, фильмы, сленг.
Как когда-то фанаты Толкиена создали субкультуру ролевиков — так любители литературного направления «университетский роман» (действия происходят внутри кампуса) создали «Темную академию». Романтизированная атмосфера закрытого учебного заведения, строгая, почти форменная одежда темных цветов, эстетика декадентства, увлечение философской литературой и романами из «списков dark academia». В России субкультура стала активно распространяться в 2017–2018 годах.
Причудливой смесью хипстеров и эмо называют новомодное направление винишко-тян. Портрет винишки: цветные волосы, чокер на шее, очки, короткая стрижка. Нередко девушка эксплуатируется образ Амели как внешний, так и внутренний — ищет у себя биполярные расстройства. Винишки любят искусство, артхаусное кино, Питер и вино. Несмотря на то что изначально таких девушек высмеивали на форуме, дав обидное прозвище, именно благодаря этому мода на стиль «винишко-тян» распространилась и помолодела. Если раньше к субкультуре причисляли себя 17–23-летние барышни, то теперь этот стиль копируют и 12-летние.
В список субкультур геймеры вошли в 2013 году, когда киберспорт был признан отдельной дисциплиной, хотя рассветом геймерства называют 70-е годы ХХ века. Кроме тотального увлечения компьютерными играми, носитель культа должен играть в «правильные» игры и следовать определенной геймерской моде: толстовки, наушники, игровые консоли, фирменные аксессуары. Глубокое погружение в субкультуру вызывает зависимость, от которой трудно избавиться.
Японские мультфильмы захватили подростков во всем мире. Мир аниме и манга — вымышленная вселенная, где действуют свои законы. Убежать в другую реальность, оставаясь дома, увидеть волшебство в обыденном, открыть для себя тайный мир — такую иллюзию создают массовые продукты японской культуры.
Первые анимешники в России появились в 90-х, когда стали транслировать мультсериал «Сейлормун». К 2000-м аниме и манга завоевали значительную аудиторию не только среди детей, но и среди взрослых. У анимешников свой стиль и манера общения. Внутри сообщества приверженцы японских мультфильмов разделяют себя на анимешников-любителей и «отаку» — серьезно увлеченных этой культурой. Особое направление — косплей. Часто это выходит за рамки тематических фестивалей, и образ любимого персонажа буквально «прилипает» к ребенку.
В отличие от других направлений аниме-культуры у «Редан» заметен и социально-политический контекст: они выступают против определенных социальных групп, а позже к названию добавили аббревиатуру ЧВК, хотя к военизированной организации никакого отношения последователи этого движения не имеют. По официальной информации, причиной массовых драк стал скандал и оскорбления со стороны представителей других субкультур. А происходили «побоища» с «оффниками» — субкультурой, пропагандирующей драки.
Сегодня нет единого определения и подхода к пониманию данного феномена, что вполне объяснимо, поскольку он представляет собой особую сферу человеческого бытия, в многогранности которого проявляется уникальность каждого индивидуального «Я». Вследствие этого однозначная оценка его невозможна. В эпоху глобализации понимание молодежных субкультур усложняется и ведет к парадоксальным явлениям: с одной стороны они выступают необходимым элементом демократического общества, конституирующим приоритетное значение свободы и творчества в жизни индивидов, а с другой, все более очевидной становится тенденция к унификации, стандартизации человеческого сознания, нивелированию личности, растворению ее уникальных характеристик в безликой усредненной массе, культивируемой в качестве некоего образца. Утрата духовности, добровольный отказ от свободы лишает молодежь способности к рефлексии, самосовершенствованию, творческой самореализации, позволяет активно манипулировать им, создавать для него искусственные схемы мышления и поведения.